Назван в честь Сулхан-Саба Орбелиани (1658 — 1725) — воспитателя Вахтанга VI, грузинского дипломата, просветителя, гуманиста, писателя, поэта и каллиграфа. Памятник Сулхан-Саба установлен здесь же в саду.
В XIX веке это место называлось площадь Давыдовская площадь, по улице Давыдовская (ныне Бесики), которая идет к церкви святого Давида.
Так вышло, что теперь я живу совсем рядом, поэтому решил добавить небольшое эссе, к предыдущему тексту:
Сейчас этот сквер назвается Сад Сулхан-Саба, назван он так в честь выдающегося деятеля грузинской культуры Сулхан-Саба Орбелиани. Сулхан-Саба — грузинский дипломат, просветитель, гуманист, поэт … и иммигрант. Памятник ему стоит в верхней части сада. Сулхан-Саба был воспитателем царевича Вахтанга, будущего царя Вахтанга VI. Он составил «Толковый словарь грузинского языка». 1713—1716 годах Сулхан-Саба находился в Европе с дипломатической миссией, просил помощи против Сефевидского Ирана. Был при дворах Папы Римского и французского короля Людовика XIV — «короля солнце».В 1724 году, после неожиданного завершения персидской компании Петра Великого , в которой Вахтанг VI выступил на стороне Российской империи, Сулхан-Саба был вынужден был иммигрировать в Россию вместе со своим воспитанником. Там он поселился при дворце царевны Дареджан Арчиловны в селе Всехсвятском недалеко от Москвы, сейчас это метро Сокол. Где в 1725 скончался и был похоронен на кладбище у Всехсвятской церкви.
Во времена Сулхан-Саба Орбелиани эта площадь еще не было застроена, регулярная застройка здесь появилась со второй половины XIX века. В XIX веке на месте сада была Давыдовская (Мтацминдская) площадь, названная так потому, что мимо нее проходил путь к церкви Святого Давида на склоне Мтацминда. Окончательный архитектурный ансамбль площади сложился в последние десятилетия XIX века. Причем подняться к площади, как тогда так и сейчас, можно двумя дорогами — по улице Бесики, тогда Давыдовской и по улице Вахтанга Котетешвили, тогда Мтацминдской. За счет этого и сейчас от сада удобно спускаться, как в сторону Оперы, так и в сторону Парламента, площадь-сад находится как бы на невидимом хребте-отроге Мтацминда. Так как рельеф в целом сохранился , можно предположить что где-то здесь, через площадь проходил святой Давид Гареджийский пополнять припасы из своей пещеры на Мтацминда к будущей церкви Кашвети на окраине средневекового Тбилиси.
В доме №6 по улице Вахтанга Мосидзе, выходящем на площадь, в 1904-1905 годах жила Лариса Петровна Косач (Леся Украинка). В доме № 20 по улице Вахтанга Котетешвили, после убийства ее мужа поселилась, Ольга Гурамишвили, жена Ильи Чавчавадзе. Она хотела быть ближе к нему, похороненному на Мтациминдском пантеоне. Когда не могла прийти на могилу, то стояла со свечой на балконе и глядя на Мтацминду кричала: «Я иду, я иду!». Умерла она в 1927 году и была похоронена рядом с мужем. В доме с запада от площади с 1868 по 1909 жил епископ Пётр Давидович Кончошвили, духовный писатель и значительный церковный деятель рубежа XIX -XX веков. А в доме 22 по улице Бесики, почти примыкающем к площади, Джалил Мамедкулизаде — азербайджанский журналист, просветитель и писатель-сатирик. Тут же располагалась редакция его газеты «Молла Насреддин», веселые сатирические иллюстрации которой, в авторства Оскара Шмерлинга, вы часто можете встретить в книгах по истории Тбилиси. Все вместе это не только истории отдельных личностей , но и иллюстрация к мультикультурности этого города.
Несколько лет назад Сад Сулхан Саба Орбелиани был отреставрирован, тут есть детская площадка, тренажеры, фонтан и уютные скамейки. Если выйти на северную сторону площади вверх видна дорога к Святому Давиду, один из открыточных видов Тбилиси еще с XIX века. Кстати, прямо тут должны были проезжать герои «12 стульев», когда Остап Ибрагимович и Киса Воробьянинов везли председателя артели бараночников Кислярского к фуникулеру. Ведь именно там, в ресторации у верхней станции были произнесено незабвенное «…Мы надеемся с вашей помощью поразить врага. Я дам вам парабеллум.».
Это место приглянулось мне еще в первый приезд в Тбилиси, когда мы с друзьями запутанными улочками поднимались к старому фуникулеру. Тут я впервые увидел лежащее на мостовой загадочное Адамово яблоко, вы и сейчас их найдете если придете в сад осенью. Мне нравится, что здесь остался дух старого города: в домах живут горожане, туристы предпочитают Сололаки или проспект Руставели. Сушится на балконах белье, школьники гоняют в скверике в футбол. А если придти рано с утра, захватив с собой ложку , можно купить у мацонщика баночку мацони и позавтракать, прямо в саду.