Авлабари —  есть две интерпретации названия: грузинская — авла (подъем), бари (плоское место), район на возвышенности; и арабская баре –стена, авла — за , то есть район за крепостной стеной (Метехской, Иссанской крепости).

Предположительно, топоним Авлабари (Авлабар) появился в XIV веке, во всяком случае, первое его письменное упоминание встречается в дарственной, датированной 1392 г. Затем был уделом царицы Дареджан, жены царя Эрекле II. До этого и долгое время после, это был пригород, расположенный за крепостной стеной Исани – Метехи, на юго-востоке города. К началу XVIII века это густонаселенный район, соединенный с правым берегом мостом. Считается, что топоним «авлабари» значит — «окрестности дворца», так как «авали» с арабского переводится как окрестность, а «бир» значит – дворец. Это предположение обосновано тем, что эта местность непосредственно прилегала к царскому дворцу, находящемуся в пределах крепости Метехи. Еще одно объяснение этого топонима – «баре» по-арабски значит балка, ров, и поэтому, возможно, этот слово обозначало – местность за крепостным рвом. Есть и еще одно объяснение этого названия, по-грузински «авла» значит подъем, а «бари» равнина, т.е. «подъем на равнину». В XVII – XVIII веках в Авлабари уже упоминаются армянская и греческая церкви, в окрестностях которой было православное кладбище. Так же на плане города 1801 года отмечен cад, разбитый на земле, которую царь Ростом в 1654 году даровал Ходжа Бекбуду (Бебуту) и позволил построить церковь во имя Пресвятой Богоматери (по-армянски — Аствацицин). Тбилиссцы ее называли Ходжеванком, это же название укрепилось и за кладбищем, расположенным рядом с церковью. Кладбище и церковь были разрушены в 30-е годы ХХ века. Позже здесь был разбит парк. В Авлабари жили царские вельможи, крепостные, приписанные к церкви и казне, и ремесленники. С начала XIX в. Авлабари расширяется и уже к 1859 года упоминается как отдельный большой район города. К этому времени здесь в основном живут армяне, переселившиеся в Тбилиси во времена правления последнего грузинского царя Георгия XII (1746 – 1800) из Еревана и Лори.Жизнь этого района показана в пьесе «Ханума» Авксентия Цагарели Этот район всегда был многонациональным, населенным грузинами, армянами, греками и персами, что придавало ему особый колорит, который сохранился до наших дней. В 1995 – 2004 годах в Авлабари на горе святого Ильи пророка был построен кафедральный собор грузинской православной церкви во имя Святой Троицы (Самеба). Архитектор Арчил Миндиашвили.

Тамар Тавадзе


Статья wikipedia о Авлабари


Вид на Метехский замокМоэдани и церковь Сурб Геворк. Фото начала XX века